в продолжение темы (пост #5)
А из нашего окна тачка ржавая видна...
- Дядя Вася, вы когда машину уберете? И так парковаться негде!
- А куда же я ее дену? - хозяин раздолбанного, со спущенными колесами «Москвича-412» пожимает плечами. - На балкон, что ли, занесу?
- Да хоть в комнату вместо мебели!
Началось... Мои соседи опять сцепились из-за парковки. В Москве 3,5 миллиона автомобилей. Из них 2,5 миллиона, по данным мэрии, вынуждены ночевать во дворах. И битва за место идет нешуточная. А тут этот автохлам - не ездящий, но занимающий место.
УЛИЦЫ РАЗБИТЫХ «МОСКВИЧЕЙ»
Ежегодно в Москве снимаются с учета 140 - 160 тысяч автомобилей. Большинство из них продают в другие регионы как секонд-хенд. Около 20 - 25 тысяч за счет средств горбюджета вывозится на спецстоянку. А оттуда хлам идет под пресс. Правда, речь идет только о «брошенках» - машинах, от которых отказались владельцы. Еще от 20 до 40 тысяч уже снятых с учета машин ежегодно остаются на улицах. Еще десятки тысяч с учета не снимаются, но так же бездарно, с госномером на бампере, ржавеют во дворах. Оштрафовать владельца за брошенную машину сложно. Ведь он всегда может заявить, что ржавое чудище - не мусор, а имущество, и он ищет на него покупателя. Неужели машину в Москве так трудно сдать в утиль? Я решил попробовать и вместе с соседом дядей Васей - Василием Федоровичем - принялся за дело.
ПО ЭТАПУ
Звоню в ДЕЗ.
- Машину старую увезите!
- Мы этим не занимаемся, звоните в управу.
Звоню в диспетчерскую управы района.
- Не по адресу! - отвечают. - Обращайтесь в районную ГИБДД.
Дозвониться гаишникам я пытался целый день. Занято, занято... Потом догадался залезть в Интернет. И выяснил: мне, как видно, чтобы отфутболить, подсунули номер дежурной части. Конечно, там занято всегда! Поэтому иду в ГИБДД лично.
- Да вы что, гражданин, мы машины не вывозим! - усмехнулся дежурный.
- А кто вывозит?
- Понятия не имею.
Вот облом! Звоню в приемную главы управы. Здесь дают телефон отдела ЖКХ, но в отделе то никого нет, то обед, то занято. Иду лично.
- Мы машины не вывозим (как я устал слышать эту фразу!). Обращайтесь в ГУ ИС.
Звоню в ГУ ИС - инженерную службу района.
- Какая машина? Мы не вывозим! (Я готов упасть в обморок.) Но этим занимается фирма, имеющая с нами договор.
- Отлично, дайте телефончик!
- Нет. Человек, который оформляет эвакуацию, сейчас в отпуске. Без него фирма ничего делать не будет.
Ужас... Теперь понятно, почему по заявлению владельцев в Москве утилизируют всего 4% авто. Никто не хочет связываться! Но может, машину вывезти самостоятельно? Нахожу в Интернете телефон фирмы, занимающейся автохламом.
- Вывезем! - обещает диспетчер. - Снимайте с учета в ГИБДД, берите там справку об утилизации и звоните нам, пригоним эвакуатор.
Услуга абсолютно бесплатная. Ведь эвакуаторщики сдают рухлядь в металлолом и получают деньги. В итоге их затраты окупаются.
За полдня, достоявшись в «гаишной» очереди, мы взяли справку об утилизации авто. И тут Василия Федоровича словно молнией шибануло.
- Не отдам! - вдруг сказал он со слезой в голосе и погладил «Москвич» по ржавому капоту. - Я его продам на запчасти!
Машина, уже без номеров, готовая к свалке, осталась во дворе. Правда, найти покупателей запчастей дядя Вася до сих пор не смог.
- Обычное дело, - пожимает плечами один из руководителей ассоциации предприятий системы «Авторециклинг», Андрей Гричук. - Продать полностью или на запчасти можно разве что раритеты. Скажем, «Победу», «Волгу» - ГАЗ-21 или «горбатый» «Запорожец». И то лишь в хорошем состоянии. А «Жигули» и «Москвичи», которыми забиты дворы, можно сдать только на металлолом.
«НИКОМУ ТЕБЯ Я НЕ ОТДАМ»
Приезжаю на улицу Ижорскую, на спецстоянку для автохлама. Эвакуатор привозит сюда машины, официально признанные брошенными и вывезенные из дворов за счет бюджета города. Если хозяева так и не объявятся, авто отдадут в металлолом.
Машины - без слез не взглянешь. Вот «Газель» без капота с разбитым лобовиком, вот мятая и ржавая «шестерка» с замусоренным салоном. Но владельцы нередко просят отдать своих потрепанных «ласточек» обратно. Ведь в течение месяца авто можно забрать бесплатно.
- К нам приходят даже за полностью сгоревшими машинами! - удивляет Андрей Гричук. - Как-то пришел дедушка и попросил вернуть «Запорожец». А ведь он, еще стоя во дворе, травой порос!
Вот вам и вторая причина захламленности дворов - жадность автовладельцев. Машина не нужна, но расстаться жалко.
ПОПРОБУЙ УВЕЗИ
Вывезти автохлам из двора непросто. Увидев брошенную машину, работники управ пытаются связаться с владельцем. Но часто оказывается, что машина давно продана по доверенности.
- Летом такие развалюхи нередко покупают торговцы арбузами, - рассказывает Андрей Гричук. - Берут, чтобы в них ночевать. А потом бросают. И попробуй найди такого владельца!
Если хозяина не нашли, на машину вешают стикер: мол, уберите, а то эвакуируем. А уже потом целая комиссия - чиновники управы, ОАТИ, участковые, гаишники - решает, считать машину брошенной или нет. Критерии брошенности во всех округах разные. Где-то - спущенные колеса, где-то - разбитые стекла и мусор в салоне.
- На самом деле почти в 100% случаев эвакуация проходит незаконно, - считает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Ведь признать имущество бесхозным может только суд. Или если владелец сам написал заявление и просит его машину утилизировать. Все остальное - просто кража имущества. Другое дело, что большинство автовладельцев сами не против избавиться от машины. Но лень оформлять какие-то бумаги.
Как же быть?
- Зачем изобретать колесо? - рассуждает Виктор Травин. - За сдачу машины в утиль ее владельцу нужно платить. В Германии, например, так и делается.
Действительно, в этой стране, сдавая старую машину на свалку и покупая новую, автовладелец получает 2500 евро. В России хотят сделать что-то подобное.
СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ?
Поддержать российский автопром, а заодно и решить проблему автохлама взялось правительство. В Москве, Московской области и нескольких других регионах с 1 января стартует эксперимент. Машину старше 10 лет можно обменять на ваучер номиналом 50 тысяч рублей. Обналичить эту сумму невозможно. Она пойдет в зачет при покупке нового авто - российского или просто собранного у нас в стране. 50 тысяч из госбюджета перечислят заводу-изготовителю. Правда, ваучер дадут не всем, а только тем, кто владеет машиной не меньше года, имеет на нее документы и доставит ее к месту утилизации своим ходом.
- Этот эксперимент нам здорово поможет, - уверен Олег Станкевич, начальник отдела по организации обращения с отходами транспортного комплекса Минтранса Московской области. - В Подмосковье 60 - 70% машин старше 10 лет, их место - на свалке. Нам нужно утилизировать до 180 тысяч автомобилей в год.
В Европе, по словам Олега Станкевича, перерабатывают около 80% всех произведенных машин. Сколько у нас - неизвестно. Но меньше, много меньше.
- В России до сих пор нет закона «О рециклинге» - переработке машин, - поясняет Олег Сергеевич. - Хотя производственная база для него уже появляется.
В Москве и области не так давно появились четыре шредерные установки - дорогущие, ценой до 12 миллионов евро, «станки» для переработки машин. В шредер запускают старый автомобиль, освобожденный от всего неметаллического (резины, пластика, стекла и т. д.), и жернова размалывают его в крошку. Потом специальная центрифуга отделяет латунь, медь, алюминий, сталь. Все металлы спрессовываются в брикеты и идут на переплавку. Из старых покрышек на заводе в Чехове делают резиновые коврики и трубки, гибкие сочленения для автобусов. На заводе в Зарайске переплавляют на свинец аккумуляторный лом. Но вот беда: многие рециклинговые производства работают лишь за счет дотаций. За переработку отработанных масел, например, платят те, кто их сдает, то есть фирмы - эвакуаторы автохлама. Если за металлический кузов они сами получают деньги в пункте приема цветмета, то за машинное масло, сданное на завод, приходится отстегивать. Вот и получается, что масло нередко просто сливают на землю... На Западе эту проблему решили. Там система авторециклинга поддерживается либо за счет госдотаций, либо за счет автовладельцев.
- Покупая автомобиль, человек оплачивает и его последующую утилизацию. Ее цена заложена в стоимость машины, - рассказывает Виктор Травин. - Когда хозяин машины хочет избавиться от старого авто, он просто звонит по телефону, и специальная служба его автомобиль увозит. Все формальности улаживает тоже эта фирма. Автовладельцу лишь нужно написать заявление.
В России, как пояснил Олег Станкевич, закон «О рециклинге» должен быть принят в 2012 году. А пока - эксперимент с ваучерами. Но будет ли он успешен? Ведь далеко не у всех владельцев старья есть деньги на покупку новой машины. А значит, и сдавать автохлам в утиль, чтобы получать ваучер, смысла нет. К тому же большая часть брошенного во дворах автохлама не на ходу и тоже пролетает мимо эксперимента. Так что авторухлядь в наших дворах, похоже, будет храниться еще долго...
НА ЗАМЕТКУ!!!
Как сдать авто в утиль
Если хотите избавиться от старой машины - звоните в ГУ ИС вашего района, оставляйте заявку. После этого сходите в ГИБДД - с документами на машину - и возьмите справку об утилизации. ГУ ИС в течение нескольких дней вывезет машину бесплатно.
Второй вариант - найти в Интернете координаты любой фирмы, эвакуирующей старые авто. Ваше авто тоже вывезут бесплатно. Но сходить в ГИБДД и оформить справку об утилизации придется.
ПОЛЕЗНЫЙ ТЕЛЕФОН
(495) 912-13-61, 912-16-28 - «горячая линия» ОАТИ - объединения административно-технических инспекций Москвы. Если в вашем дворе ржавеет чей-то автомобиль - звоните и просите его убрать. Инспектора ОАТИ передадут ваш сигнал в управу, а ее сотрудники - под контролем инспекции - постараются вывезти хлам.
КОММЕНТАРИЙ МЭРИИ
Оксана МОСАМРЕХ, руководитель пресс-службы Государственного учреждения «Инженерные службы города Москвы» (ГУИС): «Пусть сами за собой убирают»
- Утилизировать старые машины должны сами их владельцы. И вряд ли город когда-нибудь станет им за это платить. Ведь старые машины - это тот же мусор, просто крупногабаритный. А где вы видели, чтобы жильцам платили за вывоз мусора? Наоборот, это они платят, чтобы коммунальщики вывезли их отходы. Да, мы совместно с управами и ОАТИ делаем все возможное, чтобы освободить от автохлама территорию дворов. Но прежде всего об этом должны позаботиться сами владельцы старых машин.
Отредактировано Железная девочка (2009-11-20 10:42:00)